Кружки, секции, клубы

Стоимость занятий: 240 рублей руб. / мес.

Радуга

Руководитель:
Дружинкина Альбина Николаевна
Расписание занятий:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1600 - 1630 1600 - 1630
Адрес: Музыкальный зал
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  "РАДУГА"
Срок реализации 2022-2024 уч.год.

Актуальность программы
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он будет умнее и сообразительней.
Изобразительная деятельность, и прежде всего рисование включает в себя большие возможности для творчества. В рисовании дети выражают свое представление о мире, развивают фантазию и воображение. Взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой –богатой или бедной – будет его духовная жизнь.
Рисование – же, на мой взгляд, является одним из продуктивных способов развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста. Стала думать, как же привить у ребенка любовь к изобразительному искусству и вызвать интерес к рисованию. Решила использовать для этих целей нетрадиционную методику рисования.
Актуальность данной темы заключается, в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, а также повышение уровня развития моторики для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать соответствующие выводы. Данное рисование способствует повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, сохраняется высокая активность и работоспособность.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:  
•    интеллектуальному развитию ребенка;
•    коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
•    развитию уверенности в своих силах;
•    совершенствованию пространственного мышления;
•    свободному выражению своего замысла;
•    развитию мелкой моторики рук;
•    свободе выбора изоматериалов и техник.
Опыт показывает: разнообразие и вариативность – наиболее важные условия в нетрадиционной технике рисования. Предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных ребенку дошкольного возраста для освоения нетрадиционных техник.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что через занятия рисованием мы развиваем мотивационно – потребностную сторону продуктивной деятельности дошкольников, способствуем сенсорному развитию детей, мелких движений руки, дифференциации восприятия, речи, воображения, коммуникации.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Как показывает наш опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. При проведении образовательной деятельности мы создаем благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициатива, любознательность, креативность, самостоятельность.
Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер. Я стараюсь направлять детей на самостоятельную деятельность.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Развивает мелкую моторику рук, графические способности.
- Развивает творческие способности, воображение и фантазию.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: художественно–эстетическое развитие детей 5-7 лет; формирование художественных способностей с использованием нетрадиционных материалов и техник.
Задачи первого года обучения:
Обучающие: формировать интерес к деятельности, используя нетрадиционные художественные техники и материалы;
Коррекционно-развивающие: совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать слуховое внимание; корректировать зрительное восприятие за счет уточнения цвета, формы, величины предмета; развивать творческое воображение путем создания новых, оригинальных образов; совершенствовать зрительно-двигательную координацию мелкой моторики; преодоление психоэмоциональной напряженности, импульсивности, агрессивности; активизировать выразительные средства общения (пластика, мимика, речь).
Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к рисованию и чувства радости при восприятии созданных рисунков; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным и птицам, способствовать проявлению эстетического отношения к окружающей действительности, воспитывать у детей любовь к родной природе, развивать любознательность; обогащать духовный мир детей средствами изобразительного искусства; развивать умение трудиться самостоятельно и в коллективе.
Задачи второго года обучения:
Обучающие: Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, декоративно-прикладным творчеством) и жанров;
Коррекционно-развивающие: развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; мелкую моторику рук, продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать слуховое внимание.
Воспитательные: продолжать воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; воспитывать уверенность в своих творческих возможностях.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня для детей старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25 минут, для детей подготовительного дошкольного возраста – 30 минут.

Виды и техники нетрадиционного рисования.
Для детей старшего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; свеча + акварель; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в подготовительном дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•    рисование песком;
•    рисование мыльными пузырями;
•    рисование мятой бумагой;
•    кляксография с трубочкой;
•    печать по трафарету;
•    монотипия предметная;
•    кляксография обычная;
•    пластилинография
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности. Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста





Нетрадиционные способы изображения в рисовании:
1. РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ
Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет – не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой в синюю, третий в жёлтую – чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Для детей это способ художественного самовыражения. Руки ребенка – это инструмент, который всегда с ним. В этом отношении он универсален.
2. ТЫЧОК КОНЧИКОМ КИСТОЧКИ
Ребёнок обмакивает в гуашь кисть и опускает её на лист, держа вертикально. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Особая пушистость или колючесть получается при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя  промежутков.
3. РИСОВАНИЕ НАБРЫЗГОМ
Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Интересным решение будет окунуть зубную щетку сразу в две разные краски. Таким образом можно овладеть техникой «двойного мазка»
Методический прием: на лист бумаги накладывают трафареты елочек, фиксируют. На зубную щетку набирают краску и набрызгом наносят на лист.
4. МОКРЫЕ РИСУНКИ
Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (23 минуты), начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Даже опытный мастер. Работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат,  так как рисунок остается в движении до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски с и смывать их при ошибках, не затирая бумагу. Методический прием: рисование по мокрой бумаге акварелью, тушью, кисточкой или палочкой.
5. ТАМПОНИРОВАНИЕ
Тампонирование – увлекательная техника. Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски, и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет». Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона.
6. ТРАФАРЕТ
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет – чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! Благодаря рисованию по трафаретам самые маленькие творцы смогут поверить в свои силы и полюбить рисование.
7. ГРАТТАЖ
Суть этой техники – в процарапывании. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений.
8. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ.
Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной – это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить холст, аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту.
9. РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Пуантилизм – рисование точками. В жанре пуантилизм рисуют ватными палочками. Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Развиваются усидчивость и аккуратность. Ребенок может воплотить в жизнь все свои творческие замыслы.
10. НИТКОГРАФИЯ
Ниткография – это создание картин с помощью ниток. Для создания работы необходимы нитки, клей и лист бумаги. Данный метод помогает детям показать свою индивидуальность. Главная особенность этой техники, что для ее освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости и внимания.
Это очень стимулирует креативность и фантазию, развивает представление о мире и о том, что вариантов исполнения творческой работы большое множество.
11. МОНОТИПИЯ
Материалы: плотна бумага любого цвета,  кисти, гуашь, акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое, на одной его половинке рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
- метод сотворчества с педагогами, сверстниками и родителями
-метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
Во время проведения занятий использовать показ иллюстраций, репродукции картин.
В основе системы методов, используется метод неоднократного наблюдения предметов. В структуре занятий применяются игровые приемы обучения.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания. Которые ребенок получат в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При работе с такими техниками хорошо использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствует художественному замыслу и развитию художественных способностей. Это позволит сделать рисование доступным и познавательным.
На занятиях по рисованию важно соблюдать ряд психолого-педагогических условий: активизировать творческий потенциал личности; развивать познавательную активность через усвоение знаний о видах, свойствах, выразительных возможностях изобразительного материала и использовании их в повседневной жизни; развивать индивидуальность посредством приобщения к изобразительному искусству; соблюдать коррекционно-развивающую направленность занятий по изобразительной деятельности, учитывающих индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей с нарушением речи; создавать развивающую среду для развития творческого потенциала ребенка.


Режим занятий:
Старшая группа – количество занятий в неделю – 2, в месяц – 8 занятий. В год проводится 64 занятия. Длительность занятия в старшей группе – 25 мин.
Подготовительная группа – количество занятий в неделю – 2, в месяц –8 занятий. В год проводится 64 занятия. Длительность занятия в подготовительной группе – 30 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- сформируются навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Большой интерес на занятиях вызывают игровые приемы. Игры проводятся с целью психологической разгрузки, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок – пальчиковые куклы.
Занятия по рисованию связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков становятся образы произведений художественной литературы, фольклора, а также образы музыкальных произведений.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Основные правила:
1.    Использование приема транслирования информации.
2.    Отбор тематического содержания.
3.    Главный герой рисования – ребенок.
4.    Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5.    Педагог создает схематические изображения.
6.    Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
7.    В качестве «физкультминутки» – используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Тренерско-преподавательский состав

  • Дружинкина Альбина Николаевна, воспитатель

Дополнительная информация

К списку
Создано: 13.12.2016 11:41:30   |   Изменено: 13.11.2023 18:55:45
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии