Ссылки

Кружки, секции, клубы

Стоимость занятий: 25рублей занятие/200 рублей руб. / мес.

"Математический калейдоскоп"

Руководитель:
Зародова Наталья Ивановна
Расписание занятий:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1600 - 1630 1600 - 1630
Адрес: музыкальный зал
1.Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Организации кружка «Математический калейдоскоп» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.  Кружок проводится 2 раза в неделю, по 30 минут, во второй половине дня.  
Срок реализации (октябрь 2023 - май 2024 г.)
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Математический калейдоскоп» реализуется в рамках   интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 6-7 лет.


Актуальность

Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Еще 20-25 лет назад ни родители, ни педагоги не задумывались над тем, зачем ребенку нужно логическое мышление. А сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!
Математика сопровождает нас всю жизнь. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой деятельности важны быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.
Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
В период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников.
Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий:
1.Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску.
2.Результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности.
В силу особенностей психологического развития детей этого возраста решение таких задач, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри некоторой группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности и др. невозможна без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.
В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Новизна программы
Программа:
• соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
• строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.



Отличительные особенности программы:
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Использование в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, помогают совершенствовать навыки счёта, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логическое мышление. Дети непосредственно приобщаются к материалу, развивающему воображение, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями.

2.Цель и задачи программы
Цель программы: Раскрытие основных направлений математического развития детей 6-7 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

3.Принципы и подходы к формированию программы
При разработке Программы использовались следующие принципы:
Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:
-создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
-обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
-обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
4.Формы и методы
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.
2. «Художественно-эстетическое развитие», где дети развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, проявляют творчество.
3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.
4. «Социально-коммуникативное развитие» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал, осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области математики.

5.Возрастные особенности детей.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. По общему мнению, детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.


6.Планируемые результаты как целевые ориентиры
К концу года дети должны уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <,>;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.

7.Учебный план
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с октября 2023 г. по май 2024 г.

8.Программное содержание
Количество и счет
Закрепить: представление о числах и цифрах до 20.
Дать представление: о цифрах  на основе сравнения двух множеств.
Продолжать учить:
•    считать по образцу и названному числу;
•    понимать независимость числа от величины, расстояния,
пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить:
•    воспроизводить количество движений по названному числу;
•    писать цифры от 1 до 9 и число 10;
•    отгадывать математические загадки;
•    записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
•    составлять числа от 3 до 20 из двух меньших на наглядном материале;
•    из неравенства делать равенство;
•    различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
•    устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
•    решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить:
•    со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
•    математическими знаками +,-,=,<,>.
Геометрические фигуры
Закрепить:
•    знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
•    умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить:
•    с геометрической фигурой — трапецией;
•    тетрадью в клетку.
Учить:
•    преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
•    рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
символические изображения предметов из геометрических фигур;
•    выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).
Величина
Учить:
•    располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
•    делить предмет на 2, 4 и более частей;
•    понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Развивать: глазомер.
Ориентировка во времени
Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:
•    называть последовательно дни недели;
•    определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.        
Познакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве
Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить:
•    обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
•    ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи
Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.










Тренерско-преподавательский состав

  • Зародова Наталья Ивановна, воспитатель

Дополнительная информация

К списку
Создано: 26.10.2018 12:19:57   |   Изменено: 14.11.2023 15:56:58
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
О правилах безопасности в офисах
Фотографии